26 октября 2015 в журнале «Эксперт Северо-Запад*» было опубликовано интервью с ректором Горного университета, Владимиром Литвиненко «Работать с «Горным» размахом». В нём осветили вопросы недостатков Болонской системы, ЕГЭ, целевого приема, а также развитие учебно-лабораторной базы университета и сотрудничество с вузами Донецка и Луганска.

Получилось довольно интересно, но весьма объемно. Тем, кто хочет держаться сути, разъясняем своими словами содержание. Получилось в 5 раз короче. А жаждущие узнать подробности всегда могут ознакомиться с полной версией интервью по ссылке ниже. Приступим!

Работать с «Горным» размахом

В первую очередь журналисты подчеркивают уникальный для кризисного времени объем ввода новых площадей (Учебный центр №3 и многофункциональный комплекс) и интересуются объемом затрачиваемых денег.

— Инвестиции складываются из бюджетных субсидий (3-5%), спонсорства компаний и доходом от проведённых научных исследований. Причем последняя часть за три года выросла на 50%. Интересно узнать и уровень затрат на студентов/аспирантов — Горному они обходятся в 10..25 / 25..50 тыс. долларов в год соответственно. При переводе в рубли сумма получается весьма внушительной.

Вопрос про излишнюю роскошь в вузе отлично снялся ответом — кто платит, тот и должен рассуждать о том, дорого это или нет.

В Горном мы ежегодно инвестируем в развитие основных фондов университета от 1,5 до 2,5 млрд рублей. При этом на 1 рубль бюджетных субсидий мы сами зарабатываем 1,5

О целевых студентах, абитуриентах и ЕГЭ.

— Есть два аспекта, которые противоречат рыночной экономике:

  • первый — «бесплатного обучения» не существует — всегда надо помнить, что за ваше образование кто-то платит (государство, компания, вуз).
  • второй — ЕГЭ делает из школьника робота, не способного мыслить широкомасштабно и принимать самостоятельные решения. Интересное мнение про тесты.

Помимо этого у абитуриентов существуют лазейки, которые необходимо устранить. Это олимпиады (если они дистанционные — то непонятно кто пишет, а если очные — то получается несправедливо по отношению к тем, у кого нет средств приехать для участия) и целевой прием, который в вузах (в некоторых бывает и 50-90% «целевиков») надо максимально сокращать. А компании, предоставляющие «целевиков» нужно привлекать к вузовской жизни — формированию учебных программ, практик и т.д.

Я четко понимаю, что только кадровое обеспечение, интеграция науки и образования — это и гуманизация общества и залог умеренного экономического развития

О поддержке коллегам из горных университетов Донецка и Луганска

То, чем мы можем помочь, делаем сегодня активнее, чем раньше. Если говорить о перспективах, то события пока неопределенные, но я верю, что нормальная жизнь там постепенно наладится

О двухуровневой Болонской системе

Попытка автоматического трансформации не удалась — сильную высшую школу России не получилось легко перекроить и перевести на новую систему. Основная работа по адаптации легла на вузы, и каждый справлялся самостоятельно, что значительно исказило содержание самой Болонской системы.

Второй аспект — студенческая мобильность, — тоже не осуществилась из-за серьезного различия в образовательных программах. Должен существовать одинаковый процесс обучения на младших курсах, чтобы студенты могли свободно переходить из вуза в вуз (в Горном этот вопрос решился созданием факультета базовой инженерной подготовки и открытием УЦ№3 — прим. ML).

Третье — не работает контроль за образовательным процессом со стороны государства.

Отказавшись от системы подготовки инженера, рыночный механизм не создали. В мире существуют международные центры аттестации инженеров, состоящие из профессионалов, которые присваивают выпускникам статус профессионального инженера. Но только после 3-4 летнего стажа работы на предприятии и прохождения аттестационных испытаний. Главное — ни в коем случае не передавать полномочия по аттестации профильному министру. Если такое произойдет, то

Мы будем называть человека профессиональным строителем, но я бы не хотел жить в доме, который он построил

Итог:

Болонская система уже не вопрос для дискуссий, а свершившийся факт. Но вопросы ее формы и содержания должны быть переоценены, наполнены


Следующее интервью с вызывающим названием «Не государству частные компании учить, как заработанные деньги инвестировать» вышло в «Эксперт Северо-Запад» ровно через 3 месяца, 26 января 2016. О нём мы тоже напишем своими словами через неделю. Держись правильного курса!

*Журнал "Эксперт" - деловой российский еженедельник с умеренно-либеральными взглядами на экономику России. Дополняется региональным приложением к основному изданию. Для СФЗО приложение носит название "Эксперт Северо-Запад".

Будь в курсе вместе с #MiningLife!